Чем дольше корпела Элис, тем грустнее становилось Миме на душе. Немудрено. Она ведь знала, как непривычно людям врезанное в её разум столетиями выживания мышление. Знала. И надеялась?
Разочарование так сладко травит душу.
— Скажите, пожалуйста: в чём заключается истинный смысл всего этого... Анализа. — Отсутствие интереса и энтузиазма в голосе столь очевидно, что Мэри принимает решение бросить всю затею.
— Смысл — получить из информации максимум. Не правильный ответ; наиболее точно соответствующий знаниям. Понять, какой ответ подразумевает известная инфорация. Исходные знания верны — ответ верен. Ошибочны — лучше всё равно не сделать. — А вот не имея подобного метода в своём арсенале, нельзя быть уверенной даже, что при верных исходных данных придёшь к адекватному выводу.
И приходится ждать, пока данные не окажутся очевидными, либо выбирать едва ли не наугад. А жизнь не всегда даёт возможность ждать.
Скорее наоборот. Жизнь чертовски любит ставить раком и вынуждать решить здесь и сейчас. Без второго шанса. Без дополнительных сведений.
В такой ситуации намного, намного выгоднее поставить на верность известных крох и выжать из них всё возможное, чем тыкаться вслепую. Выгоднее — и сложнее. Безмерно сложнее. Она не видит смысла злиться на не осилившую концепт "Болонку".
Злость — вообще нечастая гостья сознания Мимы. Вот с тоской и разочарованием они любят водить чаи.
— Мне нужен «образец».
— Не верю. — Постно изрекает "гувернантка", подхватившись с кровати и разглядывая очередной вариант. Неплохой, надо сказать, вариант. Элис наконец-то пошла по правильному пути. Но решила остановиться. Толкать её...
Бессмысленно.
— Что можно научиться этому на примере. — Пожимает она плечами. — Мой взгляд не будет естественным для тебя. Пример не поможет. — Хотя и не повредит. — Но если ты настаиваешь.
Пальцы подхватывают ручку.
— Вначале определяем возможные мотивы и их вероятности. Твой вариант сойдёт. Затем — вероятность того, что каждый мотив приведёт к террористической деятельности в стиле Зеро. Затем перемножаем. Произведение вероятности конкретного мотива и вероятности терроризма при данном мотиве — вероятность того, что человек придёт к терроризму, руководствуясь конкретным мотивом. То есть, вероятность того, что одновременно у человека будет этот мотив и он займётся террористической деятельностью.
Ручку пока что она использует лишь чтобы не слишком наглядно тыкать в лист бумаги.
— Каждое такое произведение разделить на их сумму — и получим вероятность того, что средний террорист руководствуется каждым конкретным мотивом. Это — теорема Байеса. Зеро не средний террорист. Но я упростила задачу. Пример, говоришь?..
Она помечает у каждого мотива ещё одну вероятность — шанс террористической деятельности на его почве. Тринадцать цифр подряд: 1%, 80%, 20%, 10%, 0.1%, 20%, 10%, 50%, 0.1%, 1%, 0.1%, 0.1%, 0.1%.
— Метод удобен тем, что высокая точность вводных повышает точность результата — но и при неточных вводных результат куда качественней, чем просто на глаз. Парадоксально. Определяя на глаз исходную информацию, получаешь конечный результат лучше, чем сразу определив на глаз сам конечный результат. Человеческий разум — странная штука. — Разговорилась она в процессе.
Дальше — произведения. Мима переходит к дробям: их проще перемножать, а чтобы вернуться к процентам, достаточно домножить на сто. Ещё тринадцать цифр в столбик сбоку: 3, 560, 60, 140, 0.2, 300, 120, 450, 0.3, 12, 0.2, 0.8, 1. Это — числители. Под столбиком она помечает общий знаменатель "10000", чтобы не писать его каждый раз.
— Также удобно: не нужно сохранять реалистичность оценки. Например, 80% у мести — значит, четверо из пяти людей, имеющих месть основным мотивом, становятся террористами. Это неправда. Сильное преувеличение. Но пока я сохраняю отношения между вероятностями (преувеличиваю все остальные примерно так же), после деления всё равно получу верный результат. Как домножить числитель и знаменатель на одно и то же число. Результат не изменится.
Она записывает сумму: 1647.5/10000. Затем — результаты деления каждого из значений на неё. Практически без запинки, как и сами произведения, неведомо как щёлкая цифры в голове: 0.18%, 34%, 3.64%, 8.5%, 0.01%, 18.2%, 7.28%, 27.3%, 0.02%, 0.73%, 0.01%, 0.05%, 0.06%.
И откладывает ручку, торжественно опуская лист перед Элис.
— Отсюда: Зеро движут мотивы мести, славы или независимости. Возможны скука и выгода. — Ей не слишком нравится результат, однако демонстрационно он более чем приемлем. — Исходные данные весьма неточны. И расчёт здесь — на "среднего террориста", а не Зеро. Займись я серьёзно, могла бы уточнить информацию и рассчитать точнее.
Наверное, хватит утомлять девочку. Мима отходит к окошку, не слишком увлечённо уставившись в ночной город. На который из этой квартиры, вообще говоря, открывается не самый лучший вид.
— Скорее смесь из мести, тщеславия и скуки.
В итоге призванная послужить лишь обучающим примером беседа закончилась... Вот так. План был иным: показать принцип на Зеро. Затем предложить Элис провести такой же рассчёт на себе. Бесхитростно — а мотивы бы выставило сразу на свет божий. Слишком уж сложно наврать себе на не связанных для разума с итогом ничем, кроме бессмысленных операциях с числами, стадиях оценки вероятностей.
...Надо сказать, на всё объяснение-пример затратила Мима от силы минут пять, да и то исключительно на разговоры и движение ручки по бумаге. Расчёты, умножение и деление крупных чисел, выводы — будто приходили к ней откуда-то извне, либо предоставлялись сразу неким особым встроенным в бессмертную уникальным механизмом.
Тот механизм — и естественный дар, конечно, и необходимость выживать с весьма специфичным Гиассом, и — что крайне немаловажно — её бескрайний трёхтысячелетний опыт.
Она любила считать себя понимающей любого и каждого с полувзгляда, чуткой и безмерно наблюдательной, не ошибающейся. Одна только проблема — саму Миму едва ли кто-то мог понять.